Динамика продаж электромобилей: что ждет рынок в будущем?
Ситуация на рынке электромобилей продолжает оставаться неопределенной: правительство все еще пытается определить свое отношение к этому сегменту автомобиля. С одной стороны, вводятся меры поддержки, а с другой — ужесточаются правила, значительно увеличивая расходы для покупателей. С начала года утилизационный сбор для электрических автомобилей увеличился в 20 раз, что сравняло его с таковым для машин с двигателями внутреннего сгорания — до 667 400 рублей. Это подтолкнуло продажи вниз: в первые три месяца 2024 года было реализовано всего 1854 электромобиля — на 52% меньше, чем в предыдущем квартале. Однако во втором квартале рынок частично восстановился с показателем 2546 единиц, а в третьем квартале продажи снова увеличились до 3586 автомобилей.
Вопрос стоит в том, как будет развиваться ситуация дальше: в прошлом году перед традиционным падением зимнего сезона продажи стабилизировались на уровне 1200 автомобилей в месяц. В текущем же году в рамках второго и третьего кварталов наблюдаются следующие результаты: в апреле — 795, в мае — 786, в июне — 965, в июле — 1257, в августе — 1082, в сентябре — 1247. Для электромобилей нового 2025 года данные также весьма показательные: в апреле они реализовали 196, в мае - 334, в июне - 430, в июле - 543, в августе - 481 и в сентябре - 597. На складах все еще остается большое количество «старых» автомобилей.
Если январское повышение утилизационного сбора с 1 ноября действительно случится, очевидно, что продажи электромобилей могут оставаться на стабильном уровне около 1000-1200 штук в месяц вплоть до лета. Однако изменение в правилах утилизации может негативно повлиять на импорт: большинство новинок за первые три квартала текущего года имели мощность свыше 80 «лошадей», что исключает их из программы льготы по утильсбору.
Теперь перейдем к итогам третьего квартала. Лидером остался Zeekr с 891 проданным автомобилем. Однако стоит отметить, что доля этого бренда идет на спад: в IV квартале 2024 года она составляла 38%, в I квартале 2024 года – 37%, во II – 30%, а вот в III квартале 2024 года цифра упала до 25%. Завод «Москвич» активно распродает остатки модели 3е, с июля по август было реализовано 430 автомобилей, особенно среди юридических лиц. Evolute, в свою очередь, нашла 539 покупателей, но её самая успешная модель i-Pro (363 экземпляра) не превышает результаты «Москвича».
Смарт-модель A5 от Amberauto показала лишь 277 продаж, а Ora, несмотря на распродажи, привлекла интерес всего на 50 автомобилей, что говорит о недостаточном спросе. Более привычно пожали свои результаты Avatr и BYD, завершив продажи на уровне 263 и 258 единиц соответственно. Остальные марки не продемонстрировали особого прогресса, как, например, BMW, продавшая 51 электрический автомобиль или Porsche, нашедшая по 15 покупателей на свои модели. Несмотря на это, Tesla выдала статистику в 142 проданных автомобиля за три месяца, не забыв про 12 пикапов Кибертрак, а Geely EX5 реализовала 97 единиц.
В заключение, приятно отметить, что модель Eonyx М2 вошла в статистику: в сентябре её продажи составили три автомобиля, что придаст оптимизма новому проекту «Автотора». Подводя итог, можно говорить о том, что рынок электромобилей сохраняет тенденцию к изменению под давлением новых правил утилизации и экономической ситуации в стране.