Автопроизводители России требуют пересмотра утилизационного сбора

Объединение автопроизводителей России (ОАР), представляющее интересы крупных автопроизводителей, направило обращение в Министерство промышленности и торговли с просьбой изменить правила начисления утилизационного сбора на автомобили. Цель изменений — остановить "серый" импорт, связанный с оформлением машин на физических лиц. ОАР включает таких игроков, как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, КАМАЗ и другие. По информации агентства Интерфакс, обращение подписали представители различных компаний и направили его в адрес Алиханова, министра Минпромторга. В документе отмечается, что действующая методика, основанная на постановлении правительства от декабря 2013 года, нуждается в актуализации. Предложено привязать утилизационный сбор не к рабочему объему двигателя, а к его мощности. По мнению авторов инициативы, такое изменение является актуальным, так как современные иномарки нередко имеют высокопроизводительные моторы с малым объемом. В обращении говорится, что из-за существующей системы одинаковый размер сбора применяется к автомобилям, существенно различающимся по стоимости. Например, бюджетный седан Changan Alsvin с ценой 1,85 млн рублей и объемом двигателя 1,48 л облагается утильсбором в размере 677,4 тыс. рублей. Аналогичный размер утилизационного сбора установлен и для BMW Х3, оцененного в 8 млн рублей, и для гибрида Aito M9 стоимостью 10 млн рублей, несмотря на значительные различия в характеристиках. Автопроизводители также поднимают вопрос о негативном влиянии льготных ставок утилизационного сбора для физических лиц на авторынок. В данный момент физические лица, импортирующие автомобили для личных нужд, платят 3400 рублей за машины менее трёх лет и 5200 рублей за автомобили старше трёх лет, за исключением моделей с двигателем свыше трех литров. Эксперты отмечают рост "серого" импорта автомобилей в Россию, когда граждане ввозят их для личного пользования, но фактически перепродают. Если в 2024 году доля таких автомобилей в общем объеме импорта колебалась в пределах 1-50%, то в 2025 году она выросла до 50-70%. Это приводит к тому, что на рынке появилось множество иномарок без гарантии и возможности обслуживания. Кроме того, федеральный бюджет теряет значительные суммы, так как многие импортеры обходят высокие ставки утилизационного сбора для юридических лиц.